Компетенция , Черноземье ,  
0 

Создание ОЭЗ «Центр»: стратегия развития региона

Создание ОЭЗ «Центр»: стратегия развития региона
Руководитель департамента экономического развития Воронежской области - о региональных мерах поддержки сегмента МСП, перспективах индустриального парка «Масловский» и создании в регионе особой экономической зоны.

- Расскажите о работе областного правительства по созданию и улучшению инвестиционной инфраструктуры в регионе

- В регионе уже создана сеть из четырех индустриальных парков, открыта территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), ведётся работа по созданию особой экономической зоны. Особым элементом инвестиционной инфраструктуры, созданной в регионе, является площадка для субъектов малого и среднего предпринимательства в индустриальном парке «Масловский». Следует напомнить, что чуть меньше года назад общественные организации предпринимателей - ТПП, РСПП, «Опора России» и «Деловая Россия» выступили с предложением о создании подобных территорий для субъектов МСП у нас в регионе. Тогда эту инициативу всесторонне поддержал губернатор Воронежской области Александр Гусев, после чего на территории индустриального парка «Масловский» была выделена площадка в 25,5 гектаров, на которой в настоящий момент уже размещено три резидента. Однако площадь земельного участка позволяет разместить на нем еще минимум 15 потенциальных резидентов. Как только мы заполним эту площадку, у нас появится возможность создавать подобные особые зоны для развития субъектов МСП в других муниципальных районах. Этот положительный опыт работы необходимо будет тиражировать.

- Какие меры предпринимаются для привлечения субъектов МСП в индустриальный парк «Масловский»?

- К сожалению, площадка для МСП на территории индустриального парка заполняется не так активно, как хотелось бы нам, несмотря на то, что все необходимые условия созданы. И наша задача, задача департамента предпринимательства и торговли и общественных объединений предпринимателей региона состоит в том, чтобы проинформировать потенциальных резидентов о возможностях данной площадки. Мы будем вести информационную работу, как минимум по двум направлениям: первое - это общее информирование представителей малого бизнеса и второе - это точечная работа с конкретным инвестором, при которой мы «берем его за руку» и говорим: «Вот вам площадка». И еще одно немаловажное направление – это взаимодействие со средствами массовой информации.

Мы понимаем, что не все субъекты малого бизнеса знают о преимуществах индустриального парка для МСП. Не весь малый бизнес в силу его специфики готов перейти туда, хотя система поддержки предпринимателей создана как на федеральном, так и на региональном уровне: это государственные программы кредитования от банков и гарантийные фонды.

- Готово ли областное правительство выступать гарантом субъектов МСП перед банками при получении кредитов? Какие именно условия регион может предложить предпринимателям в партнерстве с банками?

- Очень важно понимать, что сегодня действуют государственные программы кредитования малого бизнеса под ставку 6,5 %. Я сейчас говорю именно о финансово-кредитных учреждениях, не о гарантийном фонде. Мы всегда говорим бизнесу: «У вас возникают проблемы с банками? Мы готовы эти проблемы решать совместно с вами. Выступать за вас в качестве гаранта, вести соответствующие переговоры с банками, чтобы время прохождения процедур и предоставление кредитов было сокращено, а банки в итоге, в большей степени, доверяли малому и среднему предпринимательству». В этом вопросе ведется точечная работа специалистами Агентства по инвестициям и стратегическим проектам, которые так же готовы «брать за руку» потенциального инвестора и помогать ему в любой сложившейся ситуации.

Что же касается региональных мер поддержки, то здесь существуют и гарантийный фонд Воронежской области, и гарантийный фонд поддержки малого предпринимательства, и земельный залоговый фонд Воронежской области.

У Воронежской области, как и у любого субъекта РФ, есть имущество и в первую очередь это земельные участки. В настоящее время в собственности Воронежской области имеется 51 земельный участок сельскохозяйственного, промышленного и иного специального назначения, а также объекты государственной собственности общей стоимостью 7,3 млрд рублей, среди которых 486 объектов газоснабжения и два пакета акций акционерных обществ. Именно за счет этого имущества мы можем выступать гарантом перед банком, помогая тем самым инвесторам.

Мы предоставляем залог и более выгодные для бизнеса условия его существования на территории индустриальных парков, с низкой стоимостью выкупа земли, созданной развитой инфраструктурой. Помимо этого мы даем дополнительные региональные льготы, а именно по налогу на прибыль, по которому ставка снижена и установлена в размере 12,5 %, льгота по налогу на имущество, где размер льготной ставки 0%, льгота по транспортному налогу.

Что же касается земельного залогового фонда, то тут Воронежская область также готова предоставить в залог имущество с целью обеспечения обязательств инвесторов по реализации особо значимых инвестиционных проектов перед банками и кредитными организациями Российской Федерации. Содействие в этом вопросе может оказать Агентство по инвестициям и стратегическим проектам.

Индустриальный парк "Масловский"
Индустриальный парк "Масловский"

- Сейчас наверняка ведутся переговоры с потенциальными резидентами. Скажите, что не устраивает представителей сегмента МСП в текущих условиях по освоению площадок ИП «Масловский»? Будут ли вводиться дополнительные преференции?

- Переговоры действительно ведутся и таких компаний достаточно много. Что же касается дополнительных мер поддержки, то одно из условий – это более низкие тарифы на электричество. В связи с тем, что на территории индустриальных парков проходят электрические сети Федеральной сетевой компании (ФСК), то тариф для потребителей-резидентов парка по предварительным данным будет снижен до 3,5-3,7 рублей с 2020 года.
Сейчас потенциальный инвестор заинтересован в освоении индустриального парка при условии, если на его территории помимо развитой инженерной инфраструктуры также построены готовые производственные помещения. Другими словами, малый бизнес хочет, чтобы правительство Воронежской области построило соответствующие помещения, в которых он мог бы разместить свое производство. Губернатор Воронежской области Александр Гусев такую задачу по строительству производственных корпусов на территории парка МСП перед нами уже поставил, и в 2019-2020 годах мы планируем запустить соответствующую программу.

- Заявка Воронежской области по созданию ОЭЗ находится на рассмотрении в Правительстве России. Какова ситуация с согласованием документа к настоящему моменту?

- В настоящий момент заявка уже прошла экспертизу в Минюсте и правовом управлении Правительства. Были определенные разногласия между Минфином и Министерством экономического развития, но в настоящий момент они устранены. Стоит отметить, что замечания Министерства финансов не носили какого-либо принципиального характера.

- То есть они были формальными?

- Необходимо понимать, что создание особой экономической зоны – это стратегически важный вопрос для региона на ближайшие 10 лет, поэтому идет такая детальная проработка всех нюансов. Любой вопрос, связанный с финансами или активами, требует чёткого документального оформления. Что касается подписания Постановления Правительства Российской Федерации о создании особой экономической зоны промышленно-производственного типа, то по предварительным данным, этот этап планируется завершить в I квартале 2019 года.

Конечно, в настоящий момент на территории Центрального федерального округа функционируют особые экономические зоны промышленно-производственного типа, однако у Воронежской области есть ряд преимуществ перед ними. Во-первых, Воронеж – это город - миллионник, столица Черноземья, обладающий высоким уровнем социально-экономического развития, большим промышленным, кадровым и научным потенциалом. Во-вторых, создаваемая ОЭЗ «Центр» в Воронежской области будет иметь отличную от других зон специализацию: атомная, радиоэлектронная, космическая промышленность и производство строительных материалов, поэтому прямой конкуренции с другими ОЭЗ у нас не будет.

Создание ОЭЗ на территории Воронежской области позволит поддержать высокие темпы инвестиционного развития региона, в том числе привлечь более 30 млрд. рублей инвестиций, создать свыше четырех тысяч новых рабочих мест, разместить не менее 15 новых предприятий. Оценка позитивного влияния создаваемой ОЭЗ на экономическое развитие региона и наличие детально проработанного проекта создания особой экономической зоны не остались без внимания руководства страны.

- На какой стадии находится проект московской компании «Криомашгаз», которая анонсировала строительство завода сжиженного природного газа стоимостью более пяти миллиардов рублей в Воронежской области?

- В настоящий момент этот проект пока заморожен со стороны компании «Криомашгаз». Подчеркну, мы готовы были представить компании площадку в Аннинском районе для реализации проекта, оказать всестороннюю поддержку инвестору, велись переговоры по этому поводу, но в данном случае инвестор перестал проявлять какую-либо активность.
Представители «Криомашгаза» предлагали нам: «Мы сначала выкупим, а потом возможно будем строить». Я подчеркну – «возможно». Понятно, что мы не могли принять такие условия. И я думаю, ни один субъект Российской Федерации на это не пойдет.

Здесь нужно понимать, что у крупного инвестора действительно есть право выкупа земельного участка. На самом деле этот механизм работы не такой сложный. Компания сначала берет в аренду земельный участок, затем, получая всевозможные преференции федерального и регионального уровня, строит здания, завозит оборудование и начинает производить свою продукцию. И только потом у него возникает право выкупа.

Встреча с  генеральным директором АО «Микро Динамические Технологии» Томасом Пушкашем
Встреча с генеральным директором АО «Микро Динамические Технологии» Томасом Пушкашем

- Получается, что земля в муниципальных районах пользуется большим спросом?

- Действительно, земля для муниципальных образований - это главный ресурс, поэтому относиться к нему нужно очень ответственно. Каждый предприниматель хочет получить несколько десятков гектаров земли по низкой стоимости, а зачастую и безвозмездно. Это возможно, если ты добросовестный и реальный инвестор с серьезными намерениями. Но если компания пытается получить необоснованную выгоду, то наши специалисты и сотрудники Агентства по инвестициям и стратегическим проектам предотвратят это или укажут на возможные риски.

- В индустриальном парке «Масловский» пока всего три резидента из сегмента МСП. Может следует внести определенные коррективы, изменить условия «входа» в парк для представителей малого и среднего бизнеса?

- Мы действительно готовы предпринять необходимые усилия для того, чтобы инвестор шел к нам охотнее. Конечно, о мерах региональной поддержки я сказал уже достаточно. Мы готовы понизить уровень объёма инвестиций для субъектов МСП и до 20, и до 10 миллионов, а возможно даже до пяти миллионов. Главное, чтобы реальный инвестор приходил к нам. Пусть приходит, пусть создает. Все блага для малого бизнеса здесь есть.

- Какова вероятность появления в ближайшие несколько месяцев новых резидентов на территории ТОСЭР «Павловск»?

- Следует понимать, что по территории опережающего развития есть план, есть обязательства, заключены соглашения. В этом году мы должны по плану там разместить двух резидентов, в следующем году размещаем еще четырех резидентов. У нас данная работа идет на постоянной основе. И где-то к февралю у нас будет точная информация о том, какие компании могут там разместиться.

- Какой объем инвестиций в основной капитал ожидается по итогам года в Воронежской области. Уже можно делать какой-либо прогноз?

- О значении показателя объём инвестиций в основной капитал можно будет говорить в конце января или в начале февраля. Я думаю, что будет стабилизация по объему инвестиций в основной капитал.

После ввода в эксплуатацию Нововоронежский атомной электростанции с объемом инвестиций в 45 млрд рублей и участка федеральной автотрассы М-4 «Дон», объем инвестиций должен был резко сократиться. Однако, мы после этого еще в течение двух лет обеспечивали прирост инвестиций в регионе. Иными словами - выдержали два года. Прирост был небольшой: 0,1 %, 0,2%. В итоге объём инвестиций достиг 294 млрд рублей, но мы понимаем, что, если на определенной фазе не предпринять соответствующих мер, то инвестиции будут снижаться. Мы считаем, что в 2018 году произойдет некоторое сокращение инвестиций, но несущественное - менее 5 %, но вместе с тем, в 2019 году, скорее всего, произойдёт рост инвестиций на 9 %, а дальше снижения не прогнозируется.

В соответствии с нашей стратегией к 2024 году объём инвестиций в основной капитал составит 550 млрд рублей, что позволит значительно улучшить социально-экономическое развитие региона.