Компетенции на вырост
Материалы выпуска
Код доступа: какие возможности дает пациенту медицина будущего Рынок Медицина 4П в Воронежской области: опыт локализации Компетенция Здоровые отношения Решения Трудности перевода Инновации Компетенции на вырост Инструменты
Инструменты Черноземье,
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Партнер статьи:

Компетенции на вырост

Каких знаний и навыков потребует от будущих врачей 4П-медицина

Медицина становится «мультинаукой». Генетика, физика, биология, радиология, математика, IT — вот далеко не полный перечень сопредельных дисциплин, взаимодействие с которыми определяет эффективность медицинской отрасли сегодня. Это, в свою очередь, меняет и структуру обучения будущих медиков.

«Вопрос, кого мы готовим, требует все более концентрированного ответа, — говорит заместитель начальника учебно-методического направления ВГМУ им. Н. Н. Бурденко Александра Блинова. — Современный образовательный контент для медицины формируется на стыке государственной образовательной стратегии, потребностей практического здравоохранения и открытий фундаментальной науки. И если раньше он был простой последовательностью передаваемых знаний, то современные задачи требуют обучения в ЗD-формате, чтобы подготовить специалиста, который сможет надстраивать свои знания и расширять компетенции во всех направлениях».

Вечные студенты

Ответом на существующий запрос в медицинском образовании стало появление новых, синкретичных дисциплин в учебных планах и непрерывность процесса обучения как способ его актуализации.

Развитие медицинской науки предъявляет особые требования к компетенциям в разных сферах, и прежде всего — к уровню физических знаний будущих медиков, пониманию физических основ современных медицинских технологий, их возможностей, ограничений и областей применения. Однако сегодня, как признают и сами медики, и вузовские специалисты, де-факто образовался некий вакуум между физикой и медициной.

— Медицинский физик понимает физику процессов, протекающих в организме при лечении, но не имеет профессионального образования в анатомии, физиологии и биологии человека. А радиолог и радиотерапевт, имея клинические знания, не всегда качественно знают физику процессов, — поясняет Андрей Сущенко, проректор по дополнительному профессиональному образованию ВГМУ им. Бурденко. — Поэтому новые специальности, которые объединят эти дисциплины, создадут условия для дальнейшего развития целой отрасли, сопряженной как с медициной, так и с физикой.

В июне прошлого года такие направления подготовки появились — в соответствии с приказом Минздрава в медицинских вузах открыты новые специальности «Медицинская биофизика» и «Медицинская кибернетика». А ВГМУ стал одним из четырех первых вузов в России, где в соответствии с пилотным проектом министерства в 2018/2019 учебном году началось углубленное изучение физико-математических дисциплин.

Другим значимым изменением в профильном образовании последнего времени стало внедрение концепции непрерывного медицинского образования (НМО) — дополнительного профобразования медицинских и фармацевтических работников, которое начинается после получения специальности и реализуется в течение всей жизни посредством программ повышения квалификации и переподготовки. Стартовавшая в 2013 году как пилотный проект, эта инициатива Минздрава, Национальной медицинской палаты и профессиональных медицинских обществ в 2017 году обрела обязательную законодательную основу.

— Медицина — одна из самых динамично развивающихся наук, и обязательное последипломное образование юридически лишь оформляет то, что уже давно стало обязательным компонентом для любого профессионала, — отмечает Андрей Сущенко.

Концепция НМО требует от врача ежегодно не менее 50 часов образовательной активности в разных форматах — самостоятельное обучение с последующим тестовым контролем (электронные модули), аудиторные занятия, посещение конференций и семинаров, прохождение симуляционных курсов. В системе НМО сейчас около 600 обучающих программ, в том числе — переведенные и отредактированные электронные обучающие модули от зарубежные врачебных сообществ, а также модули, составленные российскими специалистами профессиональных медицинских обществ, руководителями профильных вузов, научно-исследовательских учреждений, академиками РАН. В этой работе принимает участие и ВГМУ — например, в 2018/2019 учебном году кафедра ДПО планирует разработать программу повышения квалификации по денситометрии — неинвазивному методу определения минеральной плотности костной ткани.

Помимо постоянной актуализации знаний медработников в соответствии с российскими и мировыми стандартами оказания медицинской помощи, от реализации концепции НМО ожидают и вполне конкретных результатов — до конца 2018 года достигнуть таких показателей, как соответствие проводимого лечения клиническим рекомендациям профессиональных медицинских обществ (некоммерческих организаций) — не менее 90%, доля пациентов, заявивших о медицинской ошибке во время лечения — не более 5%, снижение доли случаев, в которых выявлены дефекты по результатам экспертизы качества медицинской помощи — не более 20%, повышение удовлетворенности пациентов с 33% до 60%.

Навык по требованию

ВГМУ взаимодействует с системой практического здравоохранения посредством формирования элективной части образовательного контента.

— Мы тесно сотрудничаем с учреждениями и органами здравоохранения на протяжении всего времени существования вуза, и по мере появления тех или иных запросов вносим корректировки в наши учебные планы, — рассказывает Александра Блинова. — К счастью, сегодняшний запрос на общественное здоровье стал очень детальным и конкретизированным, поэтому цепочка от потребности до ее практического воплощения существенно сократилась. Так, за последнее время мы увеличили количество часов для наиболее востребованных и важных направлений подготовки, в наших учебных планах появились такие дисциплины, как нутрициология, медицинская информатика и статистика, в образовательном контенте получила отражение необходимость менеджерских навыков у врача, навыков профилактической медицины, а также исследовательских способностей.

Важным практическим направлением работы ВГМУ является многолетнее сотрудничество с Воронежским областным клиническим онкодиспансером (БУЗ ВО ВОКОД). Планы региональных властей по строительству хирургического корпуса онкодиспансера найдут свое отражение и в работе вуза.

— Расширение онкологического стационара потребует квалифицированных кадров, которые смогут там работать, — говорит Андрей Сущенко. — Нынешние корпуса БУЗ ВО ВОКОД обладают хорошей материальной базой для подготовки специалистов по медицинской физике, радиологии, радиотерапии, лучевой диагностике и позволяют им быть площадкой пилотного проекта по развитию новых специальностей. Пока в ВГМУ отсутствует образовательные лицензии по этим направлениям, поэтому мы планируем начать обучение по специальностям «Медицинская биофизика», «Радиология», «Радиотерапия» на базе кафедры ДПО в рамках дополнительного образования.

От врача лечащего — к врачу ищущему

С 2011 года на базе ВГМУ им. Н.Н.Бурденко работает Научно-исследовательский институт экспериментальной биологии и медицины (НИИ ЭБМ). Институт совмещает в себе возможности исследовательской площадки для студентов, которые хотят попробовать себя в научном поиске, и транслятора, который объединяет достижения фундаментальной науки и практической медицины.

НИИ ЭБМ обеспечивает выполнение научно-исследовательских работ как для собственных заявителей (аспиранты, докторанты и др.), так и для внешних партнеров университета, в числе которых — крупнейшие воронежские вузы, областные онкодиспансеры Воронежской и Липецкой областей, ФГБУ «Российский онкологический научный центр им. Н. Н. Блохина» Минздрава России, а также зарубежные исследовательские структуры — Институт гематопатологии Гамбурга (Германия) и Институт экспериментальной морфологии и анатомии Университетской клиники Гамубрг-Эппендорф (Германия).

— Навыки исследовательской работы — это безапелляционное требование к современному медику, — считает директор НИИ ЭБМ, доктор медицинских наук Дмитрий Атякшин. — Научные изыскания на клеточном и молекулярном уровне и создают основу всей 4П-медицины, и прежде всего — медицины персонализированной, понимающей природу появления у человека тех или иных болезней и умеющей предупреждать или сводить к минимуму их осложнения. Поэтому поиск и расшифровка биомаркеров — клеток, молекул или генов, которые позволяют выявить ткань или орган с потенциальной патологией — это то направление поиска, по которому идут многие крупные вузы, и наш — в том числе.

Создание диагностической системы биомаркеров позволит в перспективе выявить генетические особенности каждого больного и создать для него таргетированную, индивидуальную терапию с минимальными побочными эффектами. И студенты ВГМУ имеют реальную возможность присоединиться к научному поиску, который ведут ученые всего мира и внести свой вклад в создание основ персонифицированной медицины. Правда, исследователи признают: «охота» за биомаркерами — это вопрос не только знаний и настойчивости, но и удачи. Зато каждое открытие в этой области имеет огромный пролонгированный во времени эффект.

— Исследовательская работа — один из полезнейших КПД образования, — подчеркивает Дмитрий Атякшин. — Быть хорошим лечащим врачом — прекрасный личностный результат, но стать врачом, который ищет, анализирует и находит — это, безусловно, достижение уже в рамках более широкой популяции — и для врача, и для его пациента, и для науки в целом.