Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Не жилье, а образ жизни
Материалы выпуска
Лучше меньше, да лучше Рынок Не жилье, а образ жизни Инструменты Ближе к земле Инструменты Социум начинает и выигрывает Инструменты Воронежские девелоперы ставят на уникальность Инструменты
Инструменты Черноземье,
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Партнер статьи:
Не жилье, а образ жизни
В покупку каких квартир предпочитают вкладывать деньги воронежцы
Фото: Роман Демьяненко

В 2016 году строители Воронежской области ввели в эксплуатацию 1,7 млн кв. м жилья, улучшив показатели 2015 года на 3,3%. По объему сданного жилья региона стал третьим в стране после Москвы и Московской области. Средняя обеспеченность жильем жителей Воронежской области при этом составила 29 кв. м на человека, и по этому показателю регион вошел в десятку лучших. По прогнозам, к 2020 году планируемый к вводу объем жилья почти вдвое превысит потребности населения, предусмотренные градостроительными нормативами. Поэтому по мере насыщения рынка жилой недвижимости и, соответственно, роста конкуренции за покупателя застройщики сделали совершенно логичный выбор: от количества начали переходить к качеству.

Точечная застройка и жилые массивы, состоящие из однообразных домов-коробок, уходят в прошлое. Чтобы привлечь покупателей, застройщики делают ставку не только на доступность жилья, но и на развитую социальную инфраструктуру, необычные архитектурные и комфортные планировочные решения. Покупатели сегодня демонстрируют тенденцию к отказу от «транзитного жилья» и стремление к приобретению не только квадратных метров, но и образа жизни, говорит заместитель директора ООО «Воронежская служба недвижимости» Денис Моргунов.

— Каковы сегодня основные тенденции на рынке жилой недвижимости? Какое жилье сегодня хотят получить воронежцы?

— Несколько лет назад была тенденция к вложению свободных денег в недвижимость. При этом покупатели особенно не задумывались о таких характеристиках, как расположение, планировка, уровень комфорта. Инвестировали — и перепродавали с выгодой при росте цены.

Сейчас квартиру покупают преимущественно для жизни, а значит, жилье должно быть уютным, удобным и безопасным. И очевидно, что потребности покупателей изменились. Горожане предъявляют к приобретаемому жилью совершенно определенные требования. В первую очередь, оно должно быть комфортным. Причем, речь идет сразу о трех уровнях комфорта: комфортной должна быть среда жилого комплекса, внутридомовое пространство и, собственно, сама квартира. Кроме того, это должно быть эстетически и архитектурно «правильное» жилье с продуманной логистикой. В шаговой доступности должны находиться объекты социальной инфраструктуры — детские сады, школы, медицинские учреждения и спортивные объекты. Например, в жилом комплексе «Челюскинцев, 101» группы компаний «Союз» есть собственный спорткомплекс с бассейном и спортплощадки для волейбола, футбола и воркаута. Также жилое пространство должно быть обеспечено зонами отдыха и достаточным количеством мест на парковках.

Не секрет, что нехватка парковочного пространства — это острая проблема для Воронежа, причем не только территорий новой застройки, но и всего города. До определенного времени, возводя дома, особенно отдельно стоящие, строители не задумывались о том, чтобы обеспечить жильцов парковочными местами для автомобилей. Сейчас покупатель при входе в отдел продаж, сразу спрашивает, есть ли паркинг. Нет? Идет к другому застройщику. Немаловажно и то, чтобы паркинг был подъемным по цене, а не стоил как однокомнатная квартира. Например, в жилом комплексе «Челюскинцев, 101» парковочное место стоит 300 тыс. рублей при средней цене для центральной части города цене — 800 тыс. Таким образом застройщик делает покупателю скидку в размере 500 тыс. рублей. На эту уже показавшую свою эффективность ценовую политику могут рассчитывать и покупатели жилья в малоэтажном жилом комплексе клубного типа «Форест клуб».

— С чем связываете изменение потребностей: рост благосостояния, ужесточение конкуренции, перенасыщение рынка?

— В первую очередь, это насыщение рынка жильем и вслед за этим изменение ментальности покупателя. Это произошло буквально за восемь-десять последних лет. Раньше довольствовались квартирой в панельном доме и скромными обоями. Сейчас уже покупатель выдвигает требования. И если квартира им не соответствует, он уходит к другому застройщику или девелоперу. Сейчас очень жесткая конкуренция на рынке недвижимости. Спрос уменьшился, а предложение увеличилось. И чтобы не проиграть, девелоперы строят «правильное» жилье.

— Вы отметили, что архитектурный облик дома или жилого комплекса становится сегодня важным критерием при выборе жилья. Какие здания горожане считают сегодня привлекательными?

— До недавнего времени город застраивался однотипно — пятиэтажки, потом девятиэтажки, потом сплошь высотки, часто — однообразные серые коробки вместо домов. Сейчас застройщики начали обращать внимание на архитектурный облик строящихся объектов и стремится к индивидуальности жилых комплексов. Сегодня каждый девелопер хочет построить не что-нибудь, а концептуальный с архитектурной точки зрения объект.

Например, вентилируемый фасад малоэтажного жилого комплекса «Форест клуб» — это уникальное для Воронежа сочетание кирпича и дерева. Такая эстетика рассчитана на людей с европейским мышлением, часто бывающих за границей, привычных к лаконичным и нетривиальным архитектурным решениям. И судя по реакции покупателей, мы видим, что горожанам сегодня нравится жить в интересных, незаурядных домах, а не в похожих друг на друга зданиях, различающихся только номером на табличке.

— Хорошая планировка сегодня — что она из себя представляет?

— Хорошая планировка на данный момент — это планировка евроформата. Раньше в квартирах была кухня, гостиная, зона отдыха, балкон и прихожая. Сейчас планировочные решения изменились: в квартирах нового типа непременно есть кухня-гостиная площадью до 20-30 кв. метров, комната отдыха, кладовая, гардероб и большая ванная. Фактически евродвушка — это однокомнатная квартира большей, чем мы привыкли, площади. Но раньше это была бы однокомнатная квартира с кухней площадью 10 кв. м и 12-метровой спальней. Вроде бы все есть, но при этом всем не хватает жизненного пространства. В евродвушке в зоне отдыха может размещаться детская, а в большой кухне-гостиной могут жить родители, и при этом нет необходимости переплачивать за дополнительные комнаты. Для молодой семьи, которая становится на ноги — это удобное и правильное решение. И сейчас архитекторы и девелоперы задумались о комфортной жизни покупателей жилья, поэтому стремятся не продать то, что есть, а построить то, что ищут.

Например, в жилом комплексе «Форест клуб» также применена концепция евроформата. То есть это квартиры правильной планировки: есть и гардеробная, и кухня-гостиная. При этом квартиры не идентичны друг другу, площадь однокомнатной квартиры может варьироваться от 45 до 60 кв. метров при одинаковом уровне комфорта. Кроме того, каждая квартира оборудована индивидуальной системой отопления. Двухконтурный котел можно включать и выключать в любое время, независимо от всех остальных жильцов, и все 365 дней в году иметь в квартире горячую воду — никаких плановых отключений.

— Насколько важно наличие в жилом комплексе собственной управляющей компании или активного ТСЖ?

— Размер коммунальных платежей — часто спорная и конфликтная тема, как и объем и качество оказываемых услуг. Группа компаний «Союз» опробовала на жилом комплексе «Челюскинцев, 101» практику создания для ЖК собственной управляющей компании. В итоге на его территории работает система видеонаблюдения, содержатся в порядке газоны, детские площадки и зоны отдыха. При этом платежи не так велики — от 18 до 22 рублей с одного кв. м. жилья. Работа показала, что на эти деньги можно оказывать качественные коммунальные услуги.

Эту же концепцию мы перенесем на «Форест клуб». Имея практически загородное жилье, расположенное в зеленой зоне и с видом на Центральный парк, его жильцы будут избавлены от проблем собственников частных домов: им не нужно ухаживать за газонами, чистить снег и следить за исправностью коммуникаций.

Фото: Роман Демьяненко
— На что еще сегодня обращают внимание горожане, покупая жилье?

— Сегодня очень заметна тенденция к формированию комьюнити, сообществ жильцов. За десять лет такое сформировалось на территории ЖК «Челюскинцев, 101». Получив однажды импульс к развитию, сегодня оно само управляет распределением бюджета, администрирует группы жилого комплекса в соцсетях, между жильцами сформировались прочные приятельские и даже дружеские связи. Поначалу сплочению содействовали различные спортивные и ивент-мероприятия, которые застройщик проводил на территории ЖК. Мы продолжаем это делать — зимой ставим елку и заливаем каток, летом каждые выходные проводим спортивные утренники или тематические мероприятия. Но в целом сообщество уже живет своей жизнью. Взрослые собираются поиграть на спортплощадках, мамы малышей сообща накрывают столы и обедают, пока дети играют на газонах. И уже нет необходимости знакомить с правилами поведения в ЖК его новых жильцов — они, сами того не замечаю, вливаются в эту активную социальную среду.

Совершенно такая же, однородная и дружественная социальная среда сформируется и в новом малоквартирном жилом комплексе «Форест клуб» на улице Багряная. При этом кроме закрытой территории, детских площадок, паркингов и зон отдыха владельцы квартир получат еще одну площадку для завязывания приятельских отношений с соседями — открытые террасы в квартирах для отдыха на свежем воздухе. Люди будут жить в Центральном районе Воронежа, на территории с отличной транспортной доступностью и при этом получат преимущества загородного дома — близость парковой зоны и возможность вечером позвать гостей и пожарить шашлыки на свежем воздухе.

Уже сегодня покупатели жилья в «Форест клубе» демонстрируют тенденцию к активной социальной жизни. Они говорят: «Мне нравится, что здесь всего 108 квартир, я буду знать, кто живет рядом, буду понимать, с кем будет играть во дворе мой ребенок и понимать, что живу в правильном социуме, который мы будем формировать вместе с соседями».

Если человек покупает маленькую квартирку в панельном доме, ясно, что однажды ее перепродаст, чтобы приобрести другое жилье, и что круговорот жильцов в таком доме неизбежен. Владельцы квартир в «Форест клубе» настроены жить здесь долго, растить детей и создавать своего рода семейное гнездо.