Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
«Дуальное обучение обеспечит баланс спроса и предложения на рынке труда»
Материалы выпуска
«Дуальное обучение обеспечит баланс спроса и предложения на рынке труда» Рынок Дмитрий Ендовицкий: «Работодатели должны включиться в подготовку кадров» Экспертиза Сергей Колодяжный: «Мы работаем в тесном тандеме с производством» Экспертиза Дело рук нанимающих Инструменты Все свои Инструменты Малый бизнес и вузы: сотрудничество через аутсорсинг Инструменты Кадровый тюнинг для производства Инструменты
Рынок Черноземье,
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
«Дуальное обучение обеспечит баланс спроса и предложения на рынке труда»
Руководитель департамента образования Воронежской области Олег Мосолов рассказал о развитии профессионального образования в регионе
Фото: Воронежский Дом журналистов

Федеральные власти призывают возродить престиж рабочих профессий, а статистика рекрутинговых агентств подтверждает, что востребованность таких специалистов растет. Какие плюсы имеет среднее профессиональное образование, и как регион поддерживает профессиональные образовательные организации, корреспонденту РБК+ рассказал руководитель департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области Олег Мосолов.

— В России за последние пять лет число молодых людей, поступающих после девятого класса в учреждения среднего профессионального образования, увеличилось с 400 до 500 тыс. человек. Сколько учащихся ежегодно поступают в техникумы в Воронежской области? Растет ли их число?

— В 2016 году в профессиональные образовательные организации Воронежской области поступили 10,5 тыс. человек, из них 8 тыс. поступили после девятого класса. Ежегодно количество поступающих в профессиональные образовательные организации (ПОО) увеличивается на 2-3%. По последним данным, основная масса выпускников сразу идет работать, и лишь 9,6% выпускников продолжают обучение в вузе. Это значит, что техникумы выпускают действительно востребованных специалистов.

— С чем, по вашему мнению, связан рост популярности среднего профессионального образования? Положительная ли это тенденция?

— Как свидетельствует опыт большинства развитых стран, именно люди со средним профессиональным образованием, а вовсе не «белые воротнички» составляют основу любой экономики. На рост популярности среднего профессионального образования повлиял и вышедший в 2012 году закон об образовании, который упростил систему поступления в средние профессиональные образовательные учреждения. Теперь для этого требуется только наличие документа об образовании — аттестата.

— Какие профессии наиболее востребованы на рынке? Как ПОО реагируют на изменение спроса на рабочие профессии?

— В ноябре прошлого года Минтруд утвердил список 50 наиболее востребованных и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования, так называемый ТОП-50. На его основе мы разработали ТОП-Регион с учетом специфики экономики области, в который вошли также 50 профессий и специальностей, в том числе 18 из списка ТОП-50. С нового учебного года начнется подготовка по новым образовательным стандартам по профессии «Повар, кондитер», по специальности «Информационные системы и программирование», а до 2020 года будет организовано обучение по 17 перспективным и востребованным профессиям по новым стандартам в 28 ПОО.

— Новые профессии требуют новых подходов к обучению. Какие программы и методы обучения сегодня наиболее эффективны?

— Сегодня мы делаем ставку на дуальное обучение, при котором вся практическая часть обучения проходит на действующих предприятиях, а в учебном заведении преподают только теорию. Это выгодно всем. Предприятие получает готового специалиста под конкретные задачи, плюс его не нужно обучать и адаптировать, учащийся получает опыт работы, гарантию трудоустройства и оплачиваемую практику. Для региона тоже есть преимущества — баланс спроса и предложения на рынке труда, повышение инвестиционной привлекательности области, эффективность образовательной системы.

— Какие меры принимает Воронежская область для поддержки средних профессиональных училищ?

— В Воронежской области работает новая модель управления системой СПО, которая основана на кластерном подходе. С 2015 года мы работаем над включением профессиональных образовательных организаций в структуру действующих отраслевых кластеров, например, в кластер строительных материалов и технологий вошел Воронежский техникум строительных технологий, в радиоэлектронный кластер — Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж, в молочный кластер — Бутурлиновский механико-технологический колледж, в кластер авиастроения — Воронежский авиационный техникум имени В.П. Чкалова.

В 2016 году началось создание наблюдательных советов, которые помогают взаимодействию отдельных предприятий и профессиональных образовательных учреждений. Существует совет по подготовке кадров для аграрной отрасли при департаменте аграрной политики, для строительного комплекса при департаменте строительной политики, для промышленных предприятий при департаменте промышленности Воронежской области.

— Какие примеры взаимодействия бизнеса и профессиональных учебных заведений вы считаете наиболее успешными?

— В Бобровском районе чешская компания Agrostroj Pelhrimov строит завод по производству сельскохозяйственной техники, которому будут необходимы специалисты в области машиностроения. С 2014 года Хреновской лесной колледж имени Г.Ф. Морозова ведет набор по специальности «Технология машиностроения», открытой специально для этого предприятия. На сегодняшний день по специальности обучаются 136 человек. Осенью 2015 и 2016 года лучшие студенты прошли двухнедельную стажировку на головном предприятии в Чехии.

Помимо этого, в декабре 2016 года по рекомендации отраслевого наблюдательного совета Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж и АО «ВЗПП-С» заключили договор о дуальном обучении студентов по специальностям «Радиоаппаратостроение», «Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям)», «Твердотельная электроника». Сейчас дуальное обучение проходят 67 студентов, три ведущих специалиста предприятия назначены наставниками.

— Студенты: воронежских техникумов регулярно выступают на чемпионате рабочих специальностей WorldSkills и занимают призовые места. Почему участие в подобных чемпионатах важно для региона?

— С 2014 года мы проводим региональные чемпионаты, в 2017 году соревнования пройдут по 25 компетенциям, ожидаем более 300 конкурсантов. Программа чемпионатов профессионального мастерства включает в себя не только соревнования, но и обширную деловую программу, выставочную деятельность. Для нас важно, чтобы уровень подготовки всех обучающихся в ПОО приближался к стандартам WorldSkills. Ведь это откроет перед нашими выпускниками возможность работы в любой стране мира, на любом предприятии. Но для этого необходимо обновление материально-технической базы профессиональных образовательных организаций, повышение квалификации наставников, переход на дуальную модель обучения. Без тесного взаимодействия с будущими работодателями, социальными партнерами из сферы производства решить эти задачи невозможно.

— Как вы оцениваете чемпионат WorldSkills?

— Это прекрасная площадка для профориентационной работы, повышения престижа рабочих профессий у школьников. Детям нужно рассказывать и показывать, что сейчас происходит на современном производстве и почему стоит идти учиться на рабочие специальности. В массах до сих пор бытует мнение о том, что не престижно идти работать токарем или фрезеровщиком. Образ рабочего до сих пор ассоциируется с руками в смазке по локоть, с грязью и опасным производством, хотя на сегодняшний день это уже почти «офисная» работа.