Материалы выпуска
Мэр Воронежа Александр Гусев: «Новейшая история наступит через 2-3 года» Решения Владимир Нетёсов: «Работы впереди непочатый край» Решения Иван Лачугин: «Лучшее решение – это ежедневный труд!» Решения Юрий Гончаров: «Наша задача — эффективный диалог бизнеса и власти» Решения Дмитрий Крутских: «Хочется вернуть престиж профессии водителя» Решения Роман Яковлев: «Заработать на банкротстве и помочь – это разные вещи» Рынок
Решения
Материалы выпуска
Юрий Гончаров: «Наша задача — эффективный диалог бизнеса и власти»
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Автор: Лариса Милохина
Президент Торгово-промышленной палаты Воронежской области – о том, как 2016 год изменил бизнес региона

Более 360 участников из числа крупнейших, малых и средних предприятий Воронежской области, почти 20 отраслевых комитетов, около 40 видов оказываемых услуг, более 30 выставок ежегодно в России и за рубежом. Это — Союз «Торгово-промышленная палата Воронежской области» (ТПП) в нескольких цифрах. Работа в режиме многозадачности для ТПП — привычный функционал. В интервью РБК+ президент Юрием Гончаровым рассказал, как эффективно выстраивать мультинаправленную деятельность, как вести диалог с разными субъектами предпринимательства и чем запомнился 2016 год.

— Юрий Федорович, за 20 с лишним лет работы ТПП Воронежской области накопила действительно огромный опыт в самых разных направлениях. Как вы формулируете ключевые цели и задачи палаты, какие активности считаете наиболее важными?

— Я бы сказал, что ТПП является связующим звеном во взаимоотношениях business-to-business и общественным посредником в диалоге бизнеса и власти, задача которого — сделать этот диалог эффективным в каждой точке контакта. А таких «точек» действительно очень много. Наша конечная цель — создание системы негосударственной поддержки предпринимательства, о которой говорится в новой редакции закона о деятельности ТПП, для чего нами последовательно выстраивается цепь взаимоотношений с властью и реализуются те права, которыми мы наделены в рамках соглашений с нею.

*Мы обладаем правом законодательной инициативы. Из недавних правовых новаций, к которым ТПП имела отношение, я бы отметил законы Воронежской области о двухлетних налоговых каникулах для впервые зарегистрированных ИП, снижение ставки с 6% до 4% налога по УСН для предпринимателей, обеспечивающих импортозамещение продукции животноводства и растениеводства, а также изделий легкой промышленности, расширение перечня видов деятельности с патентной системой налогообложения (с 3 до 13 видов), нормы оценки регулирующего воздействия муниципальных законов, закон о туризме, коэффициенты минимальных торговых площадей.

В плане деловой активности Палата принимает участие во всех мероприятиях, значимых с точки зрения выстраивания правильной политики в сфере предпринимательства. В 2016 году такими стали Всероссийский форум центров государственных и муниципальных услуг и конкурс предпринимателей имени Столля, на котором мы организовали биржу контактов.

— ТПП объединяет предприятия самых разных масштабов из множества отраслей. Как удается найти и соблюдать баланс их интересов?

— Мы общаемся с бизнесом в двух форматах — через отраслевые комитеты, действующие в Палате, и через систему представителей ТПП в каждом муниципальном образовании, с той же целью хотим усилить взаимодействие с профсоюзами. Но поскольку проблемы бизнеса — не «вещь в себе», наша главная задача — донести их до власти и получить обратную связь. Мы встречаемся с депутатами всех уровней, участвуем в заседаниях правительства области и президиума правительства, приглашаем на заседания наших комитетов представителей власти. Кроме того, проводим оценку работы глав муниципальных образований со стороны бизнес-сообщества, и ежегодно этот отчет, с довольно широкой — свыше 1500 — выборкой респондентов и выявленных ими проблем, доводится до сведения губернатора.

— Какие из проблем предпринимательского сообщества вызывают у вас наибольшее беспокойство?

— Крайне непростая ситуация сложилась сегодня в сфере незаконного предпринимательства.

Экономически активное население массово уходит в тень. Для решения этой проблемы усилий региональных палат явно недостаточно — полагаю, этот вопрос нужно выводить на федеральный уровень, принимая для данной категории какие-то меры упрощенной регистрации. ИП, налоги, отчетность — все это хорошо, но для самозанятых нужны другие механизмы легализации и налогообложения.

К сожалению, статистика не дает нам данных о том, какая часть населения трудится вне правового поля, но, по моим примерным оценкам, в Воронежской области насчитывается порядка 20 тысяч самозанятых предпринимателей.

— Как вы оцениваете уровень предпринимательской активности в регионе?

— Бизнесу — и крупному, и малому — сейчас приходится непросто. В условиях нестабильной экономики горизонты планирования серьезно сужаются. Мы стремимся хотя бы отчасти нивелировать этот процесс, помогая предпринимателям поиском потенциальных заказчиков и перспективных рынков. Два работающих механизма для этого — собственная выставочная деятельность ТПП и проведение торгово-экономических миссий и внутрирегиональное взаимодействие предприятий на базе Центра промышленной кооперации и субконтрактации. Центр создан оказывать помощь производителям в поисках партнеров в технологических переделах, чтобы дать им возможность загрузить простаивающие мощности и уйти от затрат на непрофильную деятельность. Хотя часть воронежских предприятий (ОАО «Турбонасос», ОАО «Тяжмехпресс», АО КБХА, АО «Воронежсинтезкаучук» и др.) успешно увеличивает обороты, на ряде производств по итогам 10 месяцев снижены показатели по отгрузке продукции (АО «ВЗПП-Сборка»; ОАО НВП «ПРОТЕК»; ПАО «ВАСО»), на некоторых — введена четырехдневная рабочая неделя и длительные отпуска без сохранения заработной платы (ЗАО «ВКСМ», ООО «Графская кухня»). Поэтому важность процессов кластеризации для воронежской промышленности, которым способствует Центр промышленной кооперации и контрактации, трудно переоценить.

ТПП выступает за активность, основанную на правовой грамотности, и совершенствование предпринимательских знаний и актуальных правоприменительных навыков на базе Центра делового образования — один из приоритетов в нашей работе.

Не так давно в деятельности ЦДО появилось новое направление — обучение практике применения норм Федерального закона N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что позволит предпринимателям, особенного малого и среднего бизнеса, активнее интегрироваться в закупочную деятельность госструктур.

— Дополнительное образование — это, безусловно, важно, но многие знания и навыки приобретаются еще в вузе.

— Именно поэтому мы внедрили практику общественной аккредитации образовательных программ среднего профессионального и высшего образования на соответствие требованиям бизнес-сообщества. Наши эксперты рассматривают в год учебные планы порядка 15 вузов, и отрадно отметить, что крупнейшие университеты области — ВГУ, ВГАУ, ВГУИТ — дают нам обратную связь, корректируя свои программы под запросы работодателей.

— Возвращаясь к вопросу об эффективности диалога бизнеса и власти. Эффективный диалог — это прежде всего равноправный диалог. Как в этом контексте вы, будучи президентом ТПП и бизнес-омбудсменом, оцениваете ситуацию с соблюдением прав предпринимателей в области?

— За прошедший год мы приняли к рассмотрению около 50 письменных обращений предпринимателей.

Массовый характер носят жалобы на несоразмерно завышенные штрафы РВК «Водоканал Воронеж», на бездействия правоохранительных органов и судебных приставов, на проверки требований земельного законодательства, проводимые управлением Росреестра. И самый большой блок претензий в этом году связан с действиями городской администрации в вопросах нестационарной торговли. Процессы муниципального обустройства и перепланировки неизбежны, и наша задача — проконтролировать, чтобы власти подходили к организации новых торговых мест взвешенно.

В нашем активе — не один десяток дел, разрешившихся в пользу предпринимателей, в том числе и через суд. И все же я призываю субъектов предпринимательской деятельности к диалогу: многие вопросы можно урегулировать и решить в досудебном порядке, без ненужных издержек как для бюджета, так и для самих предпринимателей. Отмечу также, что в деле исполнения закона об ответственности следователей за необоснованное возбуждение уголовных дел против предпринимателей, принятого по инициативе Института уполномоченных по защите прав предпринимателей, важнейшим партнером бизнес-омбудсмена стала прокуратура Воронежской области.

И в завершение хотел бы обратить внимание предпринимателей, что теперь обратиться к бизнес-омбудсмену за защитой своих прав можно через МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг.